Материалы для круглого стола

 

 

 

 

 

E-mail:

 ktos@overta.ru

Материалы для круглого стола

25.09.2015

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ассоциация территориальных общественных самоуправлений

«АССОЦИАЦИЯ САМОУПРАВЛЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ г. САРАТОВА»

(АТОС «АСТ г. Саратова»)

410012 г. Саратов, ул. Московская, 141-А, каб. 6

тел./факс 8(8452)27-99-15

Электронная почта: dzhaschitow2011@yandex.ru, сайт: www.ktos.ru

№ 35 21 августа 2015 года.



Заместителю Председателя

Саратовской областной Думы,

председателю комитета

по государственному строительству

и местному самоуправлению А.А.Сундееву


Уважаемый Александр Александрович!


Направляю Вам информацию о практике осуществления территориального общественного самоуправления, проблемах, возникающих в процессе участия граждан в осуществлении территориального общественного самоуправления, и предложения по решению этих проблем.


Приложение 1: Территориальное общественное самоуправление г. Саратова.


Приложение 2: Актуальные проблемы территориальных общественных

самоуправлений.

Приложение 3: Проект Федерального закона РФ «О внесении изменения в часть первую Гражданского кодекса РФ» с пояснительной запиской.


 


Председатель Ассоциации

территориальных общественных самоуправлений

«Ассоциации самоуправляемых территорий г.Саратова»,

член Общественной палаты Саратовской области


Джашитов А.Э.


Приложение 1


Территориальное общественное самоуправление г. Саратова


Организация территориального общественного самоуправления (ТОС) в г. Саратове началась с декабря 1990г., когда был создан первый ТОС – «Солнечный».

На 1 июля 2015г. в г.Саратове осуществляли деятельность 24 ТОС - юридических лиц в форме некоммерческих организаций: Волжский район – 4(было 5), Заводской район – 7(было 11), Кировский район – 3(было 4), Ленинский район – 10(было 14), Фрунзенский район – 0(было 1), Октябрьский район – 0 (было 4). Они представляют интересы гражданских обществ микрорайонов и поселков города, в которых проблемы комфортного проживания граждан стоят наиболее остро, так как они расположены не в центральной части города.

При поддержке администраций районов муниципального образования «Город Саратов», депутатов Саратовской городской и областной дум, МОУ СОШ и подростковых клубов ТОС проводят мероприятия к памятным и знаменательным датам, по патриотическому воспитанию подростков и молодёжи, по возрождению народных традиций и обычаев, а также организуют тематические встречи, игры, конкурсы, выстави. В 2014г. проведено более 300-т мероприятий.

При поддержки управления по физической культуре и спорту и комитета по общественным отношениям, анализу и информации администрации муниципального образования «Город Саратов», МОУ СОШ были организованы и проведены АТОС «АСТ г.Саратова» и ТОС физкультурно – оздоровительные мероприятия на территориях ТОС: соревнования по футболу, волейболу, баскетболу, настольному теннису, шахматам, шашкам, спортивному ориентированию. Ежегодно проводятся Спартакиады ТОС г.Саратова среди юношей, девушек и ветеранов. В 2014г. проведена 9-я Спартакиада ТОС г.Саратова по 14-и видам: соревнования, не входящие в программу Спартакиады, на территориях ТОС (смотр – конкурс), городошный спорт, дартс, подтягивание на перекладине, жонглирование мячом, триабол (сочетание баскетбола, футбола, волейбола), легкая атлетика (юноши и девушки), перетягивание каната (юноши и девушки), командная скакалка, шашки, «Чапаевцы» (электронная игра), скок 5Д. В 9-й Спартакиаде ТОС в 2014г. приняли участие 23 ТОС, 199 команд ТОС по отдельным видам, 1237 человека-участника. Победители и призеры в отдельных видах и в общекомандном зачете награждены кубками, грамотами и медалями, а председатели ТОС медалями и грамотами.

При поддержке, Правительства Саратовской области, администраций районов и комитета по социальной защиты и труду администрации муниципального образования «Город Саратов», депутатов Саратовской городской и областной дум, центров занятости ТОС занимались благоустройством и озеленением соответствующих территорий, проведением субботников, трудоустройством несовершеннолетних граждан на временные работы по благоустройству территории. В 2014г. ТОС: «Орбита» и «Затон» привлечено к работе в бригадах 47 несовершеннолетних граждан. Это очень трудоемкая работа, но она позволяет оказать финансовую поддержку несовершеннолетним гражданам (в основном из малообеспеченных семей) и занять их в свободное от учебы время. При этом оформляются трудовые книжки, проводится обучение технике безопасности, организуется работа бригад и представляется очень большой объем отчетности.

Кроме вышеназванных мероприятий ТОС: проводят собрания, конференции, консультации, лекции, мониторинги благоустройства территорий, профилактические мероприятия правоохранительной направленности, работу по информированию населения, в том числе через средства массовой информации и свои информационные листки; осуществляют приём граждан; защищают права и представляют интересы жителей территории в органах власти и других организациях; взаимодействуют с администрациями районов и города, депутатами различных уровней, советами ветеранов, некоммерческими организациями, предпринимателями и другими юридическими лицами.

В ноябре 1992г. была создана Ассоциация территориальных общественных самоуправлений «Ассоциации самоуправляемых территории

г. Саратова» (АТОС «АСТ г. Саратова») для объединения и координация деятельности ТОС, представление их общих интересов в государственных и иных органах, а также в различных организациях, для содействия развитию в рамках установленных законом и в интересах граждан территориального

общественного и жилищного самоуправления.


Приложение 2


Актуальные проблемы

территориальных общественных самоуправлений



В городе Саратове недостаточно уделяется внимание реальному развитию местного самоуправления. Всё местное самоуправление сводится к деятельности представительных и исполнительных органов, несмотря на то, что в понятие «местное самоуправление» входят так же такие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, как местные референдумы, сходы, собрания и конференции граждан, публичные слушания, опросы граждан и, что очень важно, территориальное общественное самоуправление. В районах Саратовской области начинают уделять больше внимания развитию территориального общественного самоуправления.

)

Проблемы территориального общественного самоуправления и их решение:


- Значительное уменьшение количества ТОС в г.Саратове: Волжский

район-4 (было 5), Заводской район-7 (было 11), Кировский район-3 (было 4), Ленинский район-10 (было 14), Октябрьский район-0 (было 4), Фрунзенский район -0 (было 1). Итого-24 (было 39).

Что делать? Гражданам не на словах (с трибуны или на скамеечке у дома), а на деле принимать участие в организации и использовании потенциал ТОС для решения конкретных проблем своего микрорайона, поселка, дома. Администрациям и депутатам не на словах (с трибуны, в кабинете или для отчета), а на деле принимать участие в организации и использовании потенциал ТОС для решения конкретных проблем микрорайонов, поселков. Некоммерческим организациям принять практическое участие в развитии потенциала ТОС.


- Недостаточные финансовые средства ТОС для решения более широкого

круга проблем местного значения. В соответствии с параметрами среднесрочного финансового плана муниципального образования «Город Саратов» на 2011-2013 годы предполагалось выделение субсидий по 3-м направлениям, в частности, в 2013г. в среднем на ТОС в объеме 143,4 т. р. в год. Реально ТОС в 2013г. в среднем получили около 117 т. р. и столько же в 2014г. В среднем это менее 10т.р. на ТОС в месяц на три направления, а для 12-и ТОС так же на содержание, коммунальные услуги и пожарную безопасность выделенных в безвозмездное пользование помещений и на телефон. Это в 2 раза меньше, чем 2002-2005гг. и, как следствие, уменьшение в 2013г. и 2014г. количества проведенных ТОС мероприятий в 2-3 раза. В бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2015г. запланировано на 10 ТОС Ленинского района, 7 ТОС Заводского района, 3 ТОС Кировского района и 4 ТОС Волжского района выделить субсидий в среднем на ТОС около 97т.р., всего на 24 ТОС 2329,6т.р. Произошла индексация наоборот: - 20,2% (было в 2014г. 2919,4т.р. запланировано в 2015г. 2339,6т.р.) по сравнению с индексацией (5,2%), предусмотренной в бюджете муниципального образования «Город Саратов», для некоторых категорий граждан, в том числе, граждан, участвующих в охране общественного порядка, добровольных пожарных дружинах.

Деятельность исполнительных органов ТОС не менее важна! Город уже потерял в течении последних 10-и лет 19 ТОС, из которых удалось восстановить только 4 ТОС, и в ближайшее время может потерять еще 2 из 24 действующих ТОС на данный момент.

Что делать? Саратовской городской Думе и администрации муниципального образования «Город Саратов», органам местного самоуправления Саратовской области при принятии бюджета выделять субсидии ТОС с учетом необходимости решения вопросов местного значения в микрорайонах, поселках через потенциал ТОС.



- Недостаточная компетентность кадров ТОС – председателей, членов комитетов ТОС и бухгалтеров. Большая ответственности и малая компенсация труда, желание некоторых администраций районов сделать ТОС «ручными» привели к ухудшению качества работы председателей и комитетов ТОС, а иногда и прекращению деятельности некоторых ТОС.

Что делать? Председателей, членов комитетов ТОС и бухгалтеров учить на базе Поволжского института управления им. П.А.Столыпина и использовать студенческий потенциал высших учебных заведений города.


- Отсутствие конкурсов в Саратовской области по определению лучшего

ТОС и лучшей администрации по работе с ТОС (подобные конкурсы были до 2007г.).

Что делать? Правительству Саратовской области принять постановление о проведении ежегодных конкурсов по определению лучшего ТОС и лучшей администрации по работе с ТОС.


- Отсутствие муниципальных целевых программы «Развитие территориального общественного самоуправления».

Что делать? Представительным органам муниципальных образований разработать и принять муниципальные целевые программы «Развитие территориального общественного самоуправления».


- Создания механизмов согласования с гражданским обществом через ТОС решений вопросов местного значения, защиты прав потребителей (в том числе в сфере ЖКХ) и гражданского контроля (это не стоит ни рубля, но нужна политическая воля).

Что делать? Администрациям муниципальных образований принять соответствующие постановления.


- Внесение изменений в главу 4 Гражданского кодекса РФ. Проект Федерального закона РФ с пояснительной запиской - приложение 3.

Что делать? Саратовской областной Думе выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ с соответствующим проектом федерального закона, предложенного Общественной палатой Саратовской области по инициативе Ассоциации территориальных общественных самоуправлений «Ассоциации самоуправляемых территорий г.Саратова».


Решение вышеперечисленных проблем будет способствовать эффективному взаимодействия власти и гражданского общества на местном уровне.


Приложение 3


Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ ГРАЖДАНСКОГО

КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Статья 1


Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2002, N 12, ст. 1093; N 48, ст. 4746; 2006, N 2, ст. 171; N 3, ст. 282; N 45, ст. 4627; N 52, ст. 5497; 2007, N 49, ст. 6079; 2008, N 20, ст. 2253; 2009, N 29, ст. 3582; 2010, N 19, ст. 2291; 2011, N 50, ст. 7335; 2014, N 19, ст. 2304) следующие изменения:

1) в пункте 3 статьи 50:

а) в подпункте 2 слова «территориальные общественные самоуправления;» исключить;

б) дополнить подпунктом 2.2 следующего содержания:

«2.2) территориальных общественных самоуправлений ;»;

2) подпункт 4 пункта 3 статьи 61 после слов «общественного движения,» дополнить словами «территориальным общественным самоуправлением,»;

3) абзац первый пункта 1 статьи 65.1 после слов «общественные движения," дополнить словами «территориальные общественные самоуправления,";

4) параграф 7 главы 4 дополнить подпараграфом 5 следующего содержания:

«5.. Территориальные общественные самоуправления

Статья 123.29 Территориальные общественные самоуправления .

1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

2. Положения настоящего Кодекса о некоммерческих организациях применяются к территориальным общественным самоуправлениям , если иное не предусмотрено Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ. «Об общих принципах организации местного самоуправлений в Российской Федерации».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации».




Проект Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» приводит в соответствие часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации с такой сложившейся в течении двадцатипятилетнего существования формой осуществления населением местного самоуправления, как территориальное общественное самоуправление.

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

По своей природе территориальное общественное самоуправление не является такой организационно правовой формой некоммерческих организаций, как общественные организации, не имеет членства, его участники не уплачивают членские взносы. Участвовать в территориальном общественном самоуправлении имеют право все граждане соответствующей территории, начиная с 16-и лет. Предлагается территориальное общественное самоуправление исключить из перечня общественных организаций, выделив отдельно такую организационно правовую форму некоммерческой организации, как территориальное общественное самоуправление.

Проект закона подготовлен по аналогии с ФЗ РФ от 23 мая 2015 года №133-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон «О политических партиях», который касается общественных движений.


ПЕРЕЧЕНЬ

Нормативных правовых актов органов государственной власти, подлежащих признанию утративших силу, приостановлению, изменению или принятию в связи принятием Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации».

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» не потребует признания утративших силу, приостановлению, изменению или принятию других нормативных правовых актов органов государственной власти, кроме изменений части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.

ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации».


Принятие Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» не потребует выделения дополнительных средств федерального бюджета.


Председатель

Ассоциации территориальных общественных самоуправлений

«Ассоциации самоуправляемых территорий г.Саратова»,

член Общественной палаты Саратовской области


Джашитов А.Э.