Открытое письмо председателей КТОС г.Саратову

 

 

 

 

 

E-mail:

 ktos@overta.ru

Открытое письмо председателей КТОС г.Саратову

21.10.2016
Уважаемый Вячеслав Викторович!

Мы, председатели комитетов территориальных общественных самоуправлений города Саратова. и я, председатель Ассоциации территориальных общественных самоуправлений «Ассоциации самоуправляемых территорий г.Саратова» поздравляем Вас с блестяще пройденном путем от депутата Саратовского городского совета, председателя комиссии по молодежи в 1990 году, до Председателя Государственной Думы Российской Федерации в 2016 году. Мы (я, как председатель комиссии по местному самоуправления Саратовского городского совета) с Вами и с другими депутатами стояли у истоков территориальное общественное самоуправление в городе Саратове в 1990 года (это было одно из первых территориальных общественных самоуправлений сначала в СССР, а затем в России). В 2009 году Вы помогли спасти территориальное общественное самоуправление, которое в те времена в городе Саратове могло исчезнуть в связи с отсутствием поддержки от органов местного самоуправления. Мы надеемся, что Вы поможете решить две проблемы территориального общественного самоуправления.

1. Первая проблема - российская. В 2015-2016 годах у территориального общественного самоуправления (ТОС) в Российской Федерации возникли сложные проблемы, в связи с тем, что в новой редакции статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации территориальное общественное самоуправление может создаваться только в организационно-правовой форме общественной организации, которая отнесена к общественным объединениям в соответствием с Федеральным законом от 19.05.1995 №82 - ФЗ (ред. от 08.03.2015) «Об общественных объединениях».

В конце 2015 года мы подготовили проект Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»( проект прилагается) и через Общественную палату Саратовской области внесли его в Саратовскую областную Думу. Саратовская областная Дума, Министерство по делам территориальных образований Правительства Саратовской области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области, комиссия Совета законодателей Российской Федерации по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства поддерживают проект закона.

Территориальным общественным самоуправлениям необходимо менять уставы и проводить соответствующие собрания, а это невозможно в сложившейся правовой ситуации.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» приводит в соответствие часть первую ГК РФ с такой сложившейся в течении двадцатипятилетнего существования формой непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, как территориальное общественное самоуправление.

Территориальное общественное самоуправление организуется и осуществляет свое деятельность на основании Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

«Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения».

Очень часто представительные и исполнительные органы муниципальных образований во многих случаях потеряли связь с населением, не справляются с организацией местного самоуправления на своей (часто большой) территории и им нужна не общественная организация отдельных граждан (как сейчас должны были бы быть ТОС в соответствии с ГК РФ), а нужна, именно, форма осуществления населением местного самоуправления в конкретном микрорайоне, поселке, квартале.

Отнесение в нормах ГК РФ территориальных общественных самоуправлений к общественным организациям не учитывает особенности, предусмотренные Федеральным законом №131-ФЗ, касающиеся правовой природы, порядка их создания, состава участников, целей деятельности, источников финансирования:

• Учредителями общественного объединения являются физические и
юридические лица, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы (статья 6 Федеральный закон №82–ФЗ). Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста (статья 27 Федеральный закон №131 – ФЗ). Получается абсурд, что не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста должны вступить в общественную организацию!
• Территориальная сфера деятельности российских общественных

объединений (статья 14 Федерального закона №82-ФЗ ) это общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Границы деятельности ТОС определяются (статья 27 Федеральный закон №131 – ФЗ) уставом территориального общественного самоуправления, принятом на собрании граждан или конференции делегатов, утверждаются, как и устав, администрацией муниципального образования, а затем утверждаются представительным органом муниципального образования. Границы территории ТОС являются частью территории муниципального образования, т.е. ТОС не может быть местным общественным объединением!

• Участник (член) общественной организации «несет обязанность
уплачивать предусмотренные ее уставом членские и иные имущественные взносы» (статья 123.6 ГК РФ). По своей природе территориальное общественное самоуправление не является такой организационно-правовой формой некоммерческих организаций, как общественные организации, так как не имеет членства, и его участники не уплачивают членские взносы. Участник ТОС живет на территории муниципального образования и ТОС, если оно создано, никакая общественная организация с членством и имущественным взносом его заменить не может!

• Члены общественного объединения имеют права и несут
обязанности в соответствии с требованиями норм устава общественного объединения и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из общественного объединения в порядке, указанном в уставе» (статья 6 Федерального закона №82-ФЗ ). Участники территориального общественного самоуправления – только физические лица, проживающие на соответствующей территории, не принимаются и не исключаются (как и в местном самоуправлении). Все действия территориального общественного самоуправление связаны с гражданами соответствующей территории (они могут состоять в любой общественной организации), органами соответствующего муниципального образования и другими юридическими лицами. Гражданин может выбыть из территориального общественного самоуправления в случае перемены места жительства, а вот общественную организацию в этом случае менять не нужно!

Внесением в Государственную Думу Российской Федерации проекта Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» предлагается закрепить в законодательстве территориальное общественное самоуправление как самостоятельную организационно - правовую форму юридического лица, относящуюся к некоммерческим организациям. Нормы Федерального закона №131- ФЗ регулирования вопросов организации и деятельности территориальных общественных самоуправлений будут восприниматься как специальные нормы по отношению к нормам гражданского законодательства.

Если не будут внесены изменения в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации, касающиеся территориального общественного самоуправления, существование территориального общественного самоуправления в ближайшее время будет вынуждено прекращено!

2. Вторая проблема – саратовская. Финансовые средства выделяемые через субсидии ТОС недостаточны для решения более широкого круга проблем местного значения. В соответствии с параметрами среднесрочного финансового плана муниципального образования «Город Саратов» на 2011-2013 годы предполагалось выделение субсидий по 3-м направлениям (благоустройство и озеленение, проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, организация досуга, культурных и патриотических мероприятий) в среднем на ТОС в объеме: в 2011 году 120 тыс. руб. (выполнено), в 2012 году 128 тыс. руб. (выполнено) в 2013году 143,4 тыс. руб.(не выполнено, было выделено 117 тыс. руб.) Столько же выделено в 2014 году, в среднем менее 10 тыс.руб. на ТОС в месяц на три направления, что в 2-3 раза меньше, чем 2002-2005 годах (150-250 тыс.руб.) и, как следствие, уменьшение количества проведенных ТОС мероприятий в 2-3 раз. В то же время в 2013 году 26 ТОС по трем направлениям провели 727 мероприятий, использовали 2,8 млн. руб. субсидий, привлекли дополнительные средства в объеме около 3 млн. руб. В 2014 году ТОС по трем направлениям провели 642 мероприятий, использовали 2,8 млн. руб. субсидий, привлекли дополнительные средства в объеме около 1,9 млн. руб.

В 2015 году было выделено в среднем на ТОС 95 тыс. руб. В 2016 году в городе Саратове выделено в бюджете города на 24 ТОС субсидий около 1,8 млн. руб., в среднем на ТОС 75 тыс. руб. в год (6,25 тыс. руб. в месяц!) и такие же субсидии предполагаются на 2017 год.

1. С такой поддержкой представительных и исполнительных
органов муниципального образования «Город Саратов» территориальные общественные самоуправления эффективно действовать для граждан не смогут и большая их часть прекратит существование.
Кроме тех 3-х направлений, на которые выделяются субсидии ТОС, они проводят собрания, конференции, консультации, лекции, мониторинги благоустройства территорий, профилактические мероприятия правоохранительной направленности, работу по информированию населения, в том числе через средства массовой информации и свои информационные листки; осуществляют приём граждан; защищают права и представляют интересы жителей территории в органах власти и других организациях; взаимодействуют с администрациями районов и города, депутатами различных уровней, образовательными организациями, советами ветеранов, некоммерческими и коммерческими организациями.

Председатель Ассоциации территориальных общественных самоуправлений «Ассоциации самоуправляемых территорий г.Саратова»,

заместитель председателя комиссии по общественному контролю в сфере ЖКХ Общественной палаты Саратовской области, доцент Саратовского государственного технического университета
А.Э. Джашитов