Выступление Председателя АТОС "АСТ г. Саратова" А.Э. Джашитова на заседании "Управдом": "Прошлое, настоящее и будущее территориального общественного самоуправления"

 

 

 

 

 

E-mail:

 ktos@overta.ru

Выступление Председателя АТОС "АСТ г. Саратова" А.Э. Джашитова на заседании "Управдом": "Прошлое, настоящее и будущее территориального общественного самоуправления"

12.06.2016Прошлое, настоящее и будущее
территориального общественного самоуправления

1. Прошлое территориального общественного самоуправления
2.
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) в Саратовской области началось в декабре 1990 года во времена СССР. Его создавали активные граждане различных возрастов, которых не нужно было искать, и которые хотели, чтобы защищались права и выполнялись обязательства граждан, всего гражданского общества и органов власти. В городе Саратове в 1992 году было 10 ТОС – юридических лиц, а в начале 2000-х годов их было 36 и все юридические лица (всего за 25-и летний период было создано 52 ТОС в городе Саратове).

Существовало и сейчас существует три подхода к развитию территориального общественного самоуправления. Два из них диаметрально противоположны.

Первый подход заключается в том, что исполнительные органы ТОС должны либо являться частью исполнительных органов местного самоуправления, либо полностью от них зависеть. Они должны иметь финансовые средства только бюджетные или те, получение которых им строго регламентировано сверху. Такой подход чаще всего ведет к тому, что исполнительные органы ТОС не имеют практически полномочий, но имеют достаточно много обязанностей перед органами власти, но не гражданами.

Второй подход заключается в том, что исполнительные органы ТОС должны быть полностью независимы от органов государственной власти и местного самоуправления, и они должны использовать только собственные финансовые средства. Такой подход чаще всего ведет к отсутствию, как реальных полномочий, так и ответственности за свою деятельность.

Третий подход, который стремится реализовать в городе Саратове Ассоциация территориальных общественных самоуправлений «Ассоциация самоуправляемых территорий г. Саратова» (АТОС «АСТ г. Саратова») основан на следующих принципах:
• ТОС создается только в тех случаях, когда у граждан есть причины объединиться
для решения общих проблем микрорайона, квартала, поселка и они должны регистрироваться, как юридические лица в форме некоммерческой организации (это одно из отличий саратовских ТОС);
• исполнительные органы ТОС, органы государственной власти и
местного самоуправления должны обязательно между собой взаимодействовать, так как они решают в меру своих полномочий на различных уровнях одни и те же задачи для граждан и гражданского общества;
• исполнительные органы ТОС должны быть в рамках действующего законодательства
самостоятельными в правовом, экономическом и организационном отношениях, но в рамках своей компетенционной ответственности, и иметь право, как на бюджетные финансовые средства, так и на собственные финансовые средства, в том числе полученные благодаря предпринимательской деятельности;
• исполнительные органы ТОС должны быть независимыми от партий, общественных
объединений, предпринимателей, других юридических лиц и быть партнерами для всех, кто способствует развитию местного самоуправления, независимо от их политических взглядов, национальности и социального положения.

В 1993 году было проведено исследование на тему, какие местные сообщества
существуют в городе Саратове, которые объединены местом проживания, расположением школ, торговыми местами, спортивными сооружениями, транспортными проблемами, местами общения и отдыха и т. п. Оказалось. что все созданные ТОС, а затем и те, которые были созданы позже , полностью совпадают с территориями подобных местных сообществ. Пришло время и в развитии местного самоуправления этот факт общности проблем необходимо использовать в организации и деятельности территориального общественного самоуправления.

В конце 90 – х годов комитеты ТОС и их ассоциация были первыми, которые в г.Саратове создавали товарищества собственников жилья, проводили учебные курсы, давали консультации.

2. Настоящее территориального общественного самоуправления

При поддержке администраций районов муниципального образования «Город Саратов», депутатов Саратовской городской и областной дум, МОУ СОШ и подростковых клубов ТОС проводят мероприятия к памятным и знаменательным датам, по патриотическому воспитанию подростков и молодёжи, по возрождению народных традиций и обычаев, а также организуют тематические встречи, игры, конкурсы, выстави. В 2014г. проведено более 300-т мероприятий.

При поддержки управления по физической культуре и спорту и комитета по общественным отношениям, анализу и информации администрации муниципального образования «Город Саратов», МОУ СОШ были организованы и проведены АТОС «АСТ г.Саратова» и ТОС физкультурно – оздоровительные мероприятия на территориях ТОС: соревнования по футболу, волейболу, баскетболу, настольному теннису, шахматам, шашкам, спортивному ориентированию. Ежегодно проводятся Спартакиады ТОС г.Саратова среди юношей, девушек и ветеранов. В 2014г. проведена 9-я Спартакиада ТОС г.Саратова по 14-и видам: соревнования, не входящие в программу Спартакиады, на территориях ТОС (смотр – конкурс), городошный спорт, дартс, подтягивание на перекладине, жонглирование мячом, триабол (сочетание баскетбола, футбола, волейбола), легкая атлетика (юноши и девушки), перетягивание каната (юноши и девушки), командная скакалка, шашки, «Чапаевцы» (электронная игра), скок 5Д. В 9-й Спартакиаде ТОС в 2014г. приняли участие 23 ТОС, 199 команд ТОС по отдельным видам, 1237 человека-участника. Победители и призеры в отдельных видах и в общекомандном зачете награждены кубками, грамотами и медалями, а председатели ТОС медалями и грамотами.

При поддержке, Правительства Саратовской области, администраций районов и комитета по социальной защиты и труду администрации муниципального образования «Город Саратов», депутатов Саратовской городской и областной дум, центров занятости ТОС занимались благоустройством и озеленением соответствующих территорий, проведением субботников, трудоустройством несовершеннолетних граждан на временные работы по благоустройству территории. В 2014г. ТОС: «Орбита» и «Затон» привлечено к работе в бригадах 47 несовершеннолетних граждан. Это очень трудоемкая работа, но она позволяет оказать финансовую поддержку несовершеннолетним гражданам (в основном из малообеспеченных семей) и занять их в свободное от учебы время. При этом оформляются трудовые книжки, проводится обучение технике безопасности, организуется работа бригад и представляется очень большой объем отчетности.

Кроме вышеназванных мероприятий ТОС: проводят собрания, конференции, консультации, лекции, мониторинги благоустройства территорий, профилактические мероприятия правоохранительной направленности, работу по информированию населения, в том числе через средства массовой информации и свои информационные листки; осуществляют приём граждан; защищают права и представляют интересы жителей территории в органах власти и других организациях; взаимодействуют с администрациями районов и города, депутатами различных уровней, советами ветеранов, некоммерческими организациями, предпринимателями и другими юридическими лицами.

В ноябре 1992г. была создана Ассоциация территориальных общественных самоуправлений «Ассоциации самоуправляемых территории г. Саратова» (АТОС «АСТ г. Саратова») для объединения и координация деятельности ТОС, представление их общих интересов в государственных и иных органах, а также в различных организациях, для содействия развитию в рамках установленных законом и в интересах граждан территориального общественного и жилищного самоуправления.

Проблемы территориального общественного самоуправления:
• Значительное уменьшение количества ТОС в городе Саратове: На 1 июля 2015г. в
г.Саратове осуществляли деятельность 24 ТОС (3 из них под вопросом: «Мирный». «Солнечный 1», «Орбита») - юридических лиц в форме некоммерческих организаций: Волжский район – 4(было 5), Заводской район – 7(было 11), Кировский район – 3(было 4), Ленинский район – 10(было 14), Фрунзенский район – 0(было 1), Октябрьский район – 0 (было 4). ТОС представляют интересы гражданских обществ микрорайонов и поселков города, в которых проблемы комфортного проживания граждан стоят наиболее остро, так как они расположены не в центральной части города. Найти гражданина, который захочет и согласиться стать председателем или членом комитета ТОС очень сложно. Еще более сложно провести собрание граждан для выборов делегатов на конференцию ТОС.
• Недостаточные финансовые средства ТОС для решения более широкого круга
проблем местного значения. В 2016 году в городе Саратове выделено в бюджете города на 23 ТОС субсидий около 1,8 млн. руб., в среднем на ТОС 75 тыс. руб. в год. Это в 3 раза меньше, чем в 2002-2005 годах выделялось на выполнение ТОС муниципального заказа и, как следствие, уменьшение количества проведенных ТОС мероприятий в 2-3 раза. В то же время в 2013 году 26 ТОС по трем направлениям (благоустройство, проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, проведение досуга и культурных мероприятий) провели 727 мероприятий, использовали 2,8 млн. руб. субсидий, привлекли дополнительные средства в объеме около 3 млн. руб. В 2014 году ТОС по трем направлениям провели 642 мероприятий, использовали 2,8 млн. руб. субсидий, привлекли дополнительные средства в объеме около 1,9 млн. руб.
• Недостаточная компетентность кадров ТОС – председателей, членов комитетов ТОС
и бухгалтеров. Большая ответственности и малая компенсация труда, желание некоторых администраций районов сделать ТОС «ручными» привели к ухудшению качества работы председателей и комитетов ТОС, а иногда и прекращению деятельности некоторых ТОС.
• Отсутствие конкурсов в Саратовской области по определению лучшего ТОС
(подобные конкурсы были в Саратовской области до 2007 г.) и лучшей администрации по работе с ТОС.
• Отсутствие муниципальных целевых программ «Развитие территориального
общественного самоуправления».
• Отсутствие механизмов согласования с гражданским обществом через ТОС решений
вопросов местного значения, защиты прав потребителей (в том числе в сфере ЖКХ) и гражданского контроля.

3. Будущее территориального общественного самоуправления

С учетом ситуации: резким уменьшением активности граждан и поддержки ТОС
органами местного самоуправления, фактора запаздывания изменений сложившейся ситуации, территориальное общественное самоуправление, особенно в больших городах, или будет потихоньку умирать, или потребует существенного изменения к себе отношения граждан, гражданского общества и власти. Что делать?

Реально нужно сделать (как написано в ФЗ №131) территориальное общественное
самоуправление формой «непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления» «для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения». Очень часто муниципальные образования и их районы во многих случаях потеряли связи с населением, не справляются с местным самоуправлением на своей (очень часто большой) территории и им нужна не общественная организация (как сейчас ТОС в ГК РФ), а, именно, форма осуществления местного самоуправления в конкретном микрорайоне, поселке, квартале.

Саратовская областная Дума подготовила необходимые материалы для законодательной инициативы в Государственную Думу РФ с соответствующим проектом федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» предложенного Общественной палатой Саратовской области по инициативе Ассоциации территориальных общественных самоуправлений «Ассоциации самоуправляемых территорий г.Саратова». В проекте закона ТОС выводится из общественных организаций, так как по своей природе территориальное общественное самоуправление не является такой организационно правовой формой некоммерческих организаций, как общественные организации, не имеет членства, и его участники не уплачивают членские взносы. Отнесение в нормах ГК РФ территориальных общественных самоуправлений к общественным организациям не учитывает особенности, особенно в том случае, когда территориальные общественные самоуправления создаются в форме юридического лица, предусмотренные Федеральным законом №131-ФЗ , касающиеся, правовой природы, границ действия, порядка их создания, состава участников, целей деятельности, источников финансирования Поэтому предлагается территориальное общественное самоуправление исключить из перечня общественных организаций, выделив отдельно такую организационно правовую форму некоммерческой организации, как, территориальное общественное самоуправление.

• Гражданам не на словах (с трибуны или на скамеечке у дома), а на деле принимать
участие в организации и использовании потенциал ТОС для решения конкретных проблем своего микрорайона, квартала, поселка, дома. Администрациям и депутатам не на словах (с трибуны, в кабинете или для отчета), а на деле принимать участие в организации и использовании потенциал ТОС для решения конкретных проблем микрорайонов, кварталов, поселков. Некоммерческим организациям принять практическое участие в развитии потенциала ТОС.
• Администрациям муниципальных образований, представительным органам
местного самоуправления при принятии бюджета выделять субсидии ТОС с учетом необходимости решения вопросов местного значения в микрорайонах, поселках, кварталах через потенциал ТОС.
• Представительным органам муниципальных образований разработать и принять
муниципальные целевые программы «Развитие территориального общественного самоуправления».
• Создать механизм согласования с гражданским обществом через ТОС решений
вопросов местного значения, защиты прав потребителей (в том числе в сфере ЖКХ) и гражданского контроля (это не стоит ни рубля, но нужна политическая воля).
В стратегию развития города Саратова и Саратовской области до 2030 года включен пункт развития и поддержки (в том числе, материальной) территориального общественного самоуправления, но пока ничего не делается.



Председатель Ассоциации
территориальных общественных самоуправлений
«Ассоциации самоуправляемых территорий г. Саратова» А.Э. Джашитов